На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

Почему на Руси детей находили в капусте?

«Нашли мы ребенка в капусте» – выражение очень древнее, но так говорят люди до сих пор. Правда, об истоках этой фразы мало кто знает. Есть несколько версий ее происхождения, которые в какой-то степени опровергают друг друга.

Почему на Руси детей находили в капусте?

Первая версия – Капустица и Капустник

Рубить капусту на Руси начинали с 27 сентября, праздника Воздвижения Креста Господня, заканчивали 8 октября – на Сергея-капустника.

Затем начинались народные праздники, Капустицы и Капустники. Помещики созывали на них молодежь: девушки шинковали овощ на закваску, парни таскали мешки. Все это сопровождалось веселыми шутками-прибаутками, непосредственным общением молодых людей. После того, как вся капуста была заквашена, хозяин организовывал для работников праздник. И на этом празднике, Капустице, часто завязывались пары.

Юноши с девушками сходились, женились и рожали детей. Если ребенок родился у пары, отношения в которой завязались на Капустице, про малыша и могли говорить – в капусте нашли. Шутливая поговорка прижилась. Некоторые исследовали говорили, что в дни Капустниц и Капустников отдельные пары могли и согрешить на сеновале, итог – рождался внебрачный ребенок-капустничек.

На Капустнице

Вторая версия – преждевременные роды на уборке капусты

После Филиппового поста на праздники нередко гуляли свадьбы, следовательно, немало детей рождалось через 9 месяцев после торжества. Точнее, если все шло хорошо, так и случалось. Дети должны были появляться в октябре.

А немногим раньше женщины отправлялись на уборку капусты. Занимались этим только они: считалось, что капуста символизирует женское начало, а ее рубка – обрезание пуповины, словно связывающая овощ с землей.

Процесс был сакральным, участие мужчин не допускалось.

Но сакральность не отменяла тяжести труда. Потому на поле могли случаться и преждевременные роды. И тогда детей буквально находили в капусте – о больницах и, тем более, роддомах, конечно же, тогда не ведали. Но думать, что повально все крестьянки рожали в поле, тоже стереотип. Преждевременные роды, экстренные действительно могли спровоцировать рождение ребенка прямо на капустной гряде. Особенно, если это уже не первая беременность, организм не раз проходил через роды, родовые пути разработаны и все могло проходить очень быстро. Но в целом женщину, у которой схватки начинались в поле, старались побыстрее доставить домой. Там уже вызывали повитуху и процесс принимал более привычный, спокойный вид.

Крестьянка в поле с младенцем

Третья версия – капуста помогала в родах

Часто женщины на Руси уходили рожать в баню. Бани тогда топили по-черному, потому стелить простыни, которые по разным причинам после родов пришлось бы выбрасывать, не было выгодным. Лавки могли застелить чистым капустным листом.

Помимо практичности преследовалась и другая цель: капустный лист считался лечебным. Сам овощ похож на плод, это сходство наделяло его магическими свойствами – помогать матери в родах, наполнять силами ребенка.

Если младенец в процессе родоразрешения получал травмы, к нему могли привязать капустный лист. Таким был прием лечения кефалогематомы, что в народной медицине можно увидеть кое-где и до наших времен.

Женщина рожает в бане

Версия четвертая – отказ от ребенка

Это был только ритуал, конечно же, по-настоящему от младенца родители не отказывались. Но долгие столетия люди все еще соблюдали определенные ритуалы, сказывались отголоски язычества. Детская смертность была очень высокой, чтобы не дать злым духам украсить жизнь младенца, их старались обмануть.

Для этого нужно было сделать вид, что ребенок не родной. Его могли найти в дороге: спрятать в кустик, ждать, пока кто-нибудь не пойдет: заметивший малыша человек потом из своих рук отдавал родному родителю ребенка, так как в нужный момент родитель выходил из укрытия.

Нашедший малыша человек мог стать названным отцом или матерью. Если это был чужой, кроме сакральной функции никакой роли он больше не выполнял. Если знакомый или же сосед, то он брал на себя ответственность помогать в воспитании ребенка. В случае смерти родителей названный родитель забирал детей в свою семью. Как в случае с христианскими крестными родителями, например.

Найденыш

Так ребенка могли «подкинуть» на капустные грядки, сымитировав то, что его там и нашли. Злые духи «верили», что малыш является найденышем, не родным, и не забирали у родителей его жизнь – именно к этому и сводилась суть ритуала. То есть, получалось, что ребенка нашли в капусте.

Это был не единственный способ обмана злых духов. Ребенка и «продавали», и «покупали», надеясь, что это вызовет путаницу у нечистых сил. Не только капустные грядки могли быть местом, где находили ребенка. Даже с повсеместным распространением христианства многие языческие обычаи и ритуалы продолжались соблюдаться.

Фотосессия в капусте

Сегодня выражение «нашли в капусте» тоже интересно обыгрывается: в виде спелого плода делают колясочки и конверты на выписку, в самом роддоме обустраивают фотозоны с капустой. Но это уже принимает исключительной шуточный, симпатичный характер.

Ссылка на первоисточник
наверх